Эссе «Я учу и
я учусь»
-
Время просыпаться… Время просыпаться… Время просыпаться…- противно нудит
будильник.
–
Знаю, отстань! – но сознание не
хочет возвращать тебя к жизни: глаза медленно закрываются, приятная
расслабленность во всём теле, и я засыпаю, сплю…
-
Время просыпаться… Время просыпаться… Время просыпаться…
- Да проснулась уже! Надоел ты, дружок, хуже
горькой редьки! Нет, чтобы о приятном сообщить, так достаёшь с самого утра
своим «вставаньем»…
И тут понимаю, что разговариваю с будильником… Господи, Боже
мой, сжалься над несчастной
учительницей! Отдыха! Душа жаждет отдыха! Хочу каникулы! Без заседаний! без протоколов! без
отчётов! без детей…! Школа без детей?! Ну и фантазии у вас, дорогая. Ладно,
поныла и вперёд! Что там у нас на
сегодня?
Первые два урока в 11А. Тяжёлый случай! Их всего-то 15 человек. Почти всех учу с 7 класса. Знаю,
про них много, в основном хорошего. В прекрасных отношениях со всеми родителями. «Деткам» по 17-18 лет. Я в этом
возрасте уже жила самостоятельно в огромном, по сравнению с Качканаром,
Свердловске, училась в институте и сама отвечала за свои поступки. А они
отвечают? Чего хотят? Чем
интересуются? А ведь головы светлые! Но
на выходе из школы стали какие-то
равнодушные, уставшие что ли? А от чего? Наверное, что-то не так мы
делаем с этими взрослыми людьми? Очевидно, что «пересиживают» они в школе лишний год! И какая зримая разница
между ними и их сверстниками, ушедшими
после 9 класса в колледжи Екатеринбурга, Н-Тагила, даже Качканара! Почему? Школа – своего рода теплица. Пока ребёнок
маленький, ему там хорошо, комфортно. Но наступает такой момент, когда
хочется проверить себя и выйти из
теплицы наружу. На пронизывающий ветер, под проливной дождь.
Но не дают родители! Как ты будешь там один? А вдруг… И это наше «вдруг» лишает их самостоятельности. В результате имеем то, что имеем. Вот и буду опять тащить
клещами ответ на вопрос: «Каким человеком предстаёт перед нами Б. Пастернак,
когда читаешь его стихотворение «Во всём мне хочется дойти до сути…»?». А когда
пауза чрезмерно затянется, пущу в ход испытанный метод: « Сева, ты моя
последняя надежда. Что можешь сказать?»
И Сева, красавец- баскетболист, любимец всех девчонок, при этом
достаточно скромный человек, будет в
тысячный раз спасать одноклассников. А потом подключится Даша, может быть, Лёша
и Вероника. А как хочется, чтобы эти красивые парни, обаятельные девушки
говорили. Спорили со мной, друг с другом.
Но тишина... Впрочем, вчера мы даже посмеялись на уроке русского языка:
-
Ребята, кто помнит, откуда эта строчка: « Не спится, няня: здесь так душно!»
В ответ, разумеется, глухое молчание, а потом язвительный голосок
молодого «всезнайки-дилетанта»:
-
Вы что, не знаете, что это Пушкин обращался к своей няне? Там ещё слова есть: «Выпьем с горя, где же
кружка, сердцу будет веселей!»
Да,
хотелось бы мне эту кружку не только в руках подержать. Но тут раздаётся
негромкий голос Карины:
- Ты что совсем? Про кружку в другом стихе. А это Татьяна Ларина из «Онегина».
И я
готова расцеловать Карину. И
Таню-скромницу, что молча давится от смеха. Вот так прилюдно
и укололи нашу «знаменитость».
Какое счастье, что ещё хоть в ком-то
что-то осталось из великого Пушкина?!
На третий урок придут мои… 5А …
Когда близкие мне люди узнали, у
кого я буду классной нянькой, с ужасом восклицали: «С ума сошла?» Я же
поначалу, храбрясь, отвечала: «У других лучше? После 9Г мне уже ничего не
страшно, ибо когда выпускник ищет в орфографическом словаре слово «мама», чтобы
его правильно написать, то это смех, но смех сквозь слёзы!»
Класс, который мне достался, в начальной
школе был большой. Но часть способных детей ушла в восьмую школу. Остались самые стойкие! С ужасом
вспоминаю первые дни! Побоища, разорванные рубахи, отрезанные пряди волос (прямо
на уроке), переломанные ручки и линейки, ругань, слёзы настоящие и крокодиловы, жалобы: «А он, а она, а
они…». Дознания шли ежедневно, с
пристрастием. Даже с привлечением ребят из оперотряда и членов родительского
комитета. И вот прошло полгода…Драки почти
исчезли. На столе рядом с
компьютером синенькая кошечка-копилка
(кто говорит плохое слово, кладёт туда копейку – исключительно на
добровольной основе). Причём некоторые герои, чтобы не бегать
часто, сразу бросают по 5 - 10 рублей. Мы удачно провели несколько праздников
в ДДТ (спасибо Алёне Павловне -
опекает), вместе с одной, очень активной мамой, украсили кабинет к Новому году,
посетили музей КГОК, где с нетерпением ожидали (целых 20 минут!) взрыва в
карьере. Не повезло! Не дождались!
А позавчера мы участвовали в Весёлых
стартах, посвященных Дню Защитника
Отечества. Накануне активно всем классом
обсуждали форму для выступления.
Воспитанная в лучших традициях своего советского детства, я предложила мальчикам прийти в белых рубашках и брюках. Ведь праздник с песнями, чтением
стихов! Но мои резонно ответили, что придут в «обсосах».
Услышав это весьма неблагозвучное слово, я, видимо, округлила
глаза. Но мальчишки уверили, что
всё будет красиво, а главное, удобно, ибо «обсосы» - это спортивные узкие штаны. «
Хорошо,- сказала я, - идём на компромисс
(тут они сделали круглые глаза, услышав новое словечко): все приходят в белых
футболках. Подчёркиваю – в белых!» Каково же было моё удивление, когда на
следующий день команда «Орлята» предстала передо мной…в чёрных «трениках» и футболках, у которых белыми были только
рукавчики! Но это ещё не всё. Самое интересное было на груди будущих «защитников» отечества: у одного
- пухлогубая красотка в
очках, у другого - ёжик в тумане,
у третьего зверь неизвестной породы
скалил зубы, а Данил вообще был в
футболке тёмно - зелёного цвета. Мне стало дурно: за 30 лет работы в школе у меня таких
выступающих ещё не бывало. «Что за вид?
Посмотрите на другие классы! У них рубашки,
брюки, пилотки, погоны. А мы?!..»
Но орлята невозмутимо держали оборону: «Как кувыркаться в брюках?» И я
подумала: «А ведь молодцы, соображают!»
Я давно так не смеялась и не переживала, как
на этом празднике. Чувство стыда за
внешний вид моих ребят скоро исчезло совершенно.
Необыкновенно громко, от души орлы прокричали название команды и девиз
«Орлята учатся летать», затем ещё вдохновеннее исполнили одноимённую песню.
Особенно удался припев. А поскольку нам
не хватило сил выучить второй куплет, то пришлось дважды исполнить первый. Правда, за очень громким припевом, этого, кажется, никто не заметил, и мы с Еленой Ивановной
выдохнули с облегчением. Да, равных нам
в этот день не было: во всех эстафетах мы приходили к финишу первыми или
вторыми. И нам удобно было отжиматься, и ползать по полу, и нырять через обруч,
совершая кувырки, в спортивных штанах и
не парадных футболках! Но самое главное, мальчишки помогали друг другу! А уж как болели девочки,
мы поняли только на следующий день: они
охрипли!
Наконец началась процедура награждения. Я
замерла, душа рвалась на части. Я физически болела за моих орлят. На сцену пригласили 5Б класс и поздравили с
почётным 3 местом. Неужели
проиграли?! Ведь как старались. А главное, сегодня мы были
настоящей командой! Но куда нам против парадно одетых и торжественно
марширующих ребят 5В класса? Однако на сцену пригласили 5Г - за 2 местом, затем 5В … и тоже 2 место. И тут до моих мальчишек дошло: они первые! Первые!!! Надо было видеть их глаза. Такого счастья я не наблюдала ни разу, пока их учу. Девочки
5А смотрели на победителей с глубоким
уважением. А Артур, получив грамоту,
гордо передал её мне. «Молодцы, так держать! И не забывайте, что делать надо
всё хорошо, а плохо получается само. Вы сегодня – настоящая команда». А про себя подумала: «Дорогие вы мои! Я так
хочу, чтобы вы поверили в себя, вы не хуже других, смело идите
к поставленной цели. К сожалению, Ломоносовых из вас не получится (хотя кто его знает), но быть
людьми, добрыми, честными, отзывчивыми, одним словом, порядочными вы должны. И
если, хоть малая толика в этом будет моего участия, не зря я выбрала когда-то профессию учителя». Не слишком ли
пафосно я говорю?
А ещё сегодня у меня
любимый 7А. Это любовь с первого взгляда. И хотя они сейчас
взрослеют, «дуреют», мне с ними всё
равно легко. Когда горят глаза Насти и
Даши, Андрея и Егора, Леры и Алины,
когда вдруг осеняет мысль Ваню и он кричит во весь голос, сообщая о
своей догадке, мне хо-ро-шо! Хотя учить таких детей не только радость, но и
великий труд. Они не прощают скучных и пустых уроков. Вот и приходится постоянно искать что-то интересное, чем-то
удивлять, заставлять думать и находить ответы, порой нестандартные. Я пытаюсь учить их, и сама учусь у них.
Одна девочка лет 12 назад на мой
строгий вопрос: «Сколько раз надо было прочитать стихотворение, чтобы
получилось выразительно?» - тихо
ответила: «Пока не получится». Умница! Именно так я и говорю теперь, когда
задаю подобный вопрос детям.
Я иду на работу и понимаю: дурные мысли исчезли! Да, у меня большая нагрузка; да, есть трудные дети; да, бумажная волокита съедает всё время. Но они, мои ученики, в
этом не виноваты. И я обязана приходить к ним с открытой душой. В добром настроении. И это от меня, частично, зависит, какими людьми они
станут. И я хочу спокойно жить в своей стране в обществе людей трудолюбивых и сострадательных, честных и
справедливых, образованных и здоровых
как физически, так и нравственно… Да здравствует новый день!
-
Доброе утро, ребята… Открываем тетради, пишем разборчиво, аккуратно число…
Комментариев нет:
Отправить комментарий