Эссе "Я учу и я учусь".


Эссе «Я  учу и я учусь»
- Время просыпаться… Время просыпаться… Время просыпаться…- противно нудит будильник.
    Знаю, отстань! –  но сознание не хочет возвращать тебя к жизни: глаза медленно закрываются, приятная расслабленность во всём теле, и я засыпаю, сплю…
- Время просыпаться… Время просыпаться… Время просыпаться…
-  Да проснулась уже! Надоел ты, дружок, хуже горькой редьки! Нет, чтобы о приятном сообщить, так достаёшь с самого утра своим «вставаньем»…
      И тут понимаю, что  разговариваю с будильником… Господи, Боже мой, сжалься над несчастной  учительницей! Отдыха! Душа жаждет отдыха! Хочу  каникулы! Без заседаний! без протоколов! без отчётов! без детей…! Школа без детей?! Ну и фантазии у вас, дорогая. Ладно, поныла и вперёд! Что там у нас на  сегодня?
    Первые два урока в 11А.  Тяжёлый случай! Их всего-то  15 человек. Почти всех учу с 7 класса. Знаю, про них много, в основном хорошего. В прекрасных отношениях со всеми  родителями. «Деткам» по 17-18 лет. Я в этом возрасте уже жила самостоятельно в огромном, по сравнению с Качканаром, Свердловске, училась в институте и сама отвечала за свои поступки. А они отвечают? Чего хотят?  Чем интересуются?  А ведь головы светлые! Но на выходе из школы стали какие-то  равнодушные, уставшие что ли? А от чего? Наверное, что-то не так мы делаем с этими взрослыми людьми? Очевидно, что «пересиживают» они  в школе лишний год! И какая зримая разница между ними и  их сверстниками, ушедшими после 9 класса в колледжи Екатеринбурга, Н-Тагила, даже Качканара! Почему?  Школа – своего рода теплица. Пока ребёнок маленький, ему там хорошо, комфортно. Но наступает такой момент, когда хочется  проверить себя и выйти из теплицы наружу. На пронизывающий ветер, под проливной  дождь.  Но не дают родители! Как ты будешь там один? А вдруг…  И это наше «вдруг» лишает их  самостоятельности. В результате  имеем то, что имеем. Вот и буду опять тащить клещами ответ на вопрос: «Каким человеком предстаёт перед нами Б. Пастернак, когда читаешь его стихотворение «Во всём мне хочется дойти до сути…»?». А когда пауза чрезмерно затянется, пущу в ход испытанный метод: « Сева, ты моя последняя надежда. Что можешь сказать?»  И Сева, красавец- баскетболист, любимец всех девчонок, при этом достаточно  скромный человек, будет в тысячный раз спасать одноклассников. А потом подключится Даша, может быть, Лёша и Вероника. А как хочется, чтобы эти красивые парни, обаятельные девушки говорили. Спорили со мной, друг с другом.  Но тишина... Впрочем, вчера мы даже посмеялись на уроке русского языка:
- Ребята, кто помнит, откуда эта строчка: « Не спится, няня: здесь так душно!»
 В ответ, разумеется,  глухое молчание, а потом язвительный голосок молодого «всезнайки-дилетанта»:
- Вы что, не знаете, что это Пушкин обращался к своей няне?  Там ещё слова есть: «Выпьем с горя, где же кружка, сердцу будет веселей!»
Да, хотелось бы мне эту кружку не только в руках подержать. Но тут раздаётся негромкий голос  Карины:
 - Ты что совсем?  Про кружку в другом стихе.  А это Татьяна Ларина из «Онегина».
 И я  готова расцеловать Карину. И  Таню-скромницу, что молча давится от смеха. Вот так  прилюдно  и укололи нашу «знаменитость».  Какое счастье, что ещё хоть в ком-то  что-то осталось из великого Пушкина?!
     На третий урок придут   мои… 5А …  Когда близкие  мне люди узнали, у кого я буду классной нянькой, с ужасом восклицали: «С ума сошла?» Я же поначалу, храбрясь, отвечала: «У других лучше? После 9Г мне уже ничего не страшно, ибо когда выпускник ищет в орфографическом словаре слово «мама», чтобы его правильно написать, то это смех, но смех сквозь слёзы!»
    Класс, который мне достался, в начальной школе был большой. Но часть способных детей ушла в восьмую  школу. Остались самые стойкие! С ужасом вспоминаю первые дни! Побоища, разорванные рубахи, отрезанные пряди волос (прямо на уроке), переломанные ручки и линейки, ругань,  слёзы настоящие и  крокодиловы, жалобы: «А он, а она, а они…».   Дознания шли ежедневно, с пристрастием. Даже с привлечением ребят из оперотряда и членов родительского комитета. И вот прошло полгода…Драки почти  исчезли.  На столе рядом с компьютером  синенькая кошечка-копилка (кто говорит плохое слово, кладёт туда копейку – исключительно на добровольной  основе).   Причём некоторые герои, чтобы не бегать часто, сразу бросают по 5 - 10 рублей. Мы удачно провели несколько  праздников  в ДДТ (спасибо Алёне  Павловне - опекает), вместе с одной, очень активной мамой, украсили кабинет к Новому году, посетили музей КГОК, где с нетерпением ожидали (целых 20 минут!) взрыва в карьере. Не повезло! Не дождались!
    А позавчера мы участвовали в Весёлых стартах, посвященных  Дню Защитника Отечества. Накануне активно всем классом  обсуждали форму для  выступления. Воспитанная в лучших традициях своего советского детства,  я предложила мальчикам  прийти в белых рубашках и  брюках. Ведь праздник с песнями, чтением стихов!  Но мои  резонно ответили, что придут в «обсосах». Услышав это весьма неблагозвучное слово, я, видимо,  округлила  глаза. Но  мальчишки уверили, что всё будет красиво, а главное,  удобно,  ибо «обсосы» - это спортивные узкие штаны. « Хорошо,-  сказала я, - идём на компромисс (тут они сделали круглые глаза, услышав новое словечко): все приходят в белых футболках. Подчёркиваю  – в белых!»  Каково же было моё удивление, когда на следующий день команда «Орлята» предстала передо мной…в  чёрных «трениках»   и футболках, у которых белыми были только рукавчики! Но это ещё не всё. Самое интересное было на груди  будущих «защитников» отечества: у одного -  пухлогубая  красотка в  очках, у другого -  ёжик в тумане, у третьего зверь неизвестной  породы скалил зубы, а Данил вообще  был в футболке тёмно - зелёного цвета. Мне стало дурно:  за 30 лет работы в школе у меня таких выступающих  ещё не бывало. «Что за вид? Посмотрите на другие классы! У них рубашки,  брюки, пилотки, погоны. А мы?!..»  Но орлята невозмутимо держали оборону: «Как кувыркаться в брюках?» И я подумала: «А ведь молодцы, соображают!»
   Я давно так не смеялась и не переживала, как на этом празднике. Чувство стыда за  внешний вид моих ребят скоро исчезло совершенно.
   Необыкновенно громко, от души  орлы прокричали название команды и девиз «Орлята учатся летать», затем ещё вдохновеннее исполнили одноимённую песню. Особенно удался припев. А поскольку нам  не хватило сил выучить второй куплет, то пришлось дважды  исполнить первый. Правда, за очень  громким припевом, этого, кажется,  никто не заметил, и мы с Еленой Ивановной выдохнули с облегчением.   Да, равных нам в этот день не было: во всех эстафетах мы приходили к финишу первыми или вторыми. И нам удобно было отжиматься, и ползать по полу, и нырять через обруч, совершая кувырки, в спортивных штанах  и не парадных футболках! Но самое главное, мальчишки  помогали друг другу! А уж как болели девочки, мы поняли только  на следующий день: они охрипли!
  Наконец началась процедура награждения. Я замерла, душа рвалась на части. Я физически болела за моих орлят.  На сцену пригласили 5Б класс и поздравили с почётным  3 местом. Неужели проиграли?!  Ведь  как старались. А главное, сегодня мы были настоящей командой! Но куда нам против парадно одетых и торжественно марширующих ребят  5В класса?  Однако на сцену пригласили  5Г - за 2 местом, затем 5В … и тоже  2 место. И тут  до моих мальчишек   дошло: они первые! Первые!!!  Надо было видеть их глаза. Такого счастья  я не наблюдала ни разу, пока их учу. Девочки 5А смотрели на победителей   с глубоким уважением. А   Артур, получив грамоту, гордо передал её мне. «Молодцы, так держать! И не забывайте, что  делать надо  всё хорошо, а плохо получается само. Вы сегодня –  настоящая команда».  А про себя подумала: «Дорогие вы мои! Я так хочу, чтобы вы поверили в себя, вы не хуже других, смело  идите  к поставленной цели. К сожалению, Ломоносовых из вас  не получится (хотя кто его знает), но быть людьми, добрыми, честными, отзывчивыми, одним словом, порядочными вы должны. И если, хоть малая толика в этом будет моего участия, не зря я выбрала  когда-то профессию учителя». Не слишком ли пафосно я говорю?
     А ещё сегодня  у меня   любимый 7А. Это любовь с первого взгляда. И хотя они сейчас взрослеют,  «дуреют», мне с ними всё равно  легко. Когда горят глаза Насти и Даши, Андрея и Егора, Леры и Алины,  когда вдруг осеняет мысль Ваню и он кричит во весь голос, сообщая о своей догадке, мне хо-ро-шо! Хотя учить таких детей не только радость, но и великий труд. Они не прощают скучных и пустых уроков. Вот и приходится  постоянно искать что-то интересное, чем-то удивлять, заставлять думать и находить ответы, порой нестандартные.   Я пытаюсь учить их, и сама учусь  у них.   Одна девочка лет 12  назад на мой строгий вопрос: «Сколько раз надо было прочитать стихотворение, чтобы получилось выразительно?»  - тихо ответила: «Пока не получится». Умница! Именно так я и говорю теперь, когда задаю подобный  вопрос детям.
   Я иду на работу и  понимаю: дурные мысли исчезли! Да,  у меня большая нагрузка; да, есть  трудные дети; да,  бумажная волокита  съедает всё время. Но они, мои ученики, в этом не виноваты. И я обязана приходить к ним с открытой душой. В  добром настроении. И это от меня, частично,  зависит, какими  людьми они  станут. И  я хочу спокойно  жить в своей стране в обществе людей  трудолюбивых и сострадательных, честных и справедливых,  образованных и здоровых как  физически, так  и нравственно…  Да здравствует новый день!
- Доброе утро, ребята… Открываем тетради, пишем разборчиво, аккуратно число…

Комментариев нет:

Отправить комментарий