Методические разработки.


Лицей 6 г. Качканар.  Конструкт урока русского языка «Буквы О-Ё в корне после шипящих» (5 класс )
Учитель Никитина Марина Евгеньевна
I квалификационная категория
Презентация к уроку 
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель урока: создать условия для формирования умения правильного выбора буквы в зависимости  от условий.
Задачи урока:
1.      Образовательные:
·         Развивать умение формулировать определение понятий;
·         Подбирать слова с данной орфограммой;
·         Подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас обучающихся;
·         Способствовать развитию устной речи;
·         Совершенствовать орфографические навыки и умения.
2.      Развивающие:
·         Развивать навыки критического мышления;
·         Развивать внимание;
·         Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные).
3.      Воспитательные:
·         Воспитание интереса и уважения к родному языку;
·         Воспитание ценностного отношения к родному слову;
·         Создание  атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Оборудование:
·         Компьютер; мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД
Организационный
момент, мотивация
к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Все на месте. Начинаем урок. Откройте тетради и посмотрите оценку за подготовленный диктант. Поднимите руку, кто доволен собой? Молодцы почти все. Кто старается, у того всё получается.
В тетради пишем разборчиво, аккуратно, грамотно число, кл. работа, не забудем оставить пустую строку для темы урока.
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности. 
 УУД: личностные, коммуникативные.
Цель: создать атмосферу доброжелательности, мотивировать на учёбу, успешность
Актуализация знаний
- Начнём урок с пословицы: «Всякого щёголя не перещеголяешь». (слайд 1)
- Кто возьмётся объяснить смысл пословицы? Предлагаю сравнить морфемный состав слов «щёголь» и «перещеголять».
- Где можно найти лексическое значение незнакомого слова?
- Откройте ваши словари и найдите слово с таким же корнем. Теперь попробуйте объяснить пословицу.




- А теперь ваша задача списать без ошибок другую пословицу: «Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка». (слайд 2)
- В каком значении употребляется здесь слово «щёголь»?
- Вы заметили, что в обеих пословицах повторяются слова одного и того же корня. Я выпишу его на доску, оно понадобится для новой темы.
- На ваших столах лежит раздаточный материал. Прочтите, что вам следует выполнить самостоятельно.
Выразительно читают.

Не могут понять значение слов.
- в этих словах один корень.

Работа с толковым словарём в учебнике («щеголять»)

Всякого модника не перемодничать или всякого хвастуна не перехвастать.
Слово имеет 2 лексичекских значения.

Идёт тренировка внимательности


Модник ( требование к ответу – полнота)




Работают с 3 пословицами:
Хорош садовник – крупен крыжовник.
У чёрной овцы и ягнёнок чёрный.
Чёрствое сердце не знает благодарности.
Цель: выбрать понравившуюся пословицу, объяснить смысл по плану (слайд 3). Устная речь
Затем выписывают из пословиц слова с шипящими, после которых есть гласные буквы.
УУД регулятивные (проблемная подача материала)


























УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи, заинтересованности, формирование логических умений:  анализа, сравнения, обобщения.



Постановка учебной задачи
- Какие слова выписали? Загляните в тетрадь к соседу. Сверьтесь с доской. Кто доволен собой?
 (слайд 4)
- Поработаем со словами: подчеркните в словах шипящую двумя чертами; теперь подчеркните гласную, стоящую после шипящей одной чертой; эта гласная ударная или безударная? Покажите графически;  теперь выделите в словах корень. Сравнив слова, попробуйте сделать вывод, что увидели в корнях слов.
- Посмотрите  можно ли включить новое слово «щёголь» в группу этих слов?
- После анализа слов мы должны выявить проблему, которую следует решить на уроке. У кого какие гипотезы?


- Сколько слов- исключений? Что следует с ними делать? Как заучить, если их может быть 10 или 20?
- Попробуем решить проблему. Сформулируем тему урока, цели,  посмотрев на выписанные слова.

- слайд 6: тема и цели.
- Чтобы прийти к нужному результату, совершим пошаговую работу:
1. вернёмся к выписанным словам (слайд 4), проверим правильно ли выделили корни в словах.
2. для этого что следует сделать?
3. Посмотрите, какие можно было подобрать слова (слайд 7)

4. Теперь посмотрите внимательно, какая буква стоит после шипящей в однокоренных словах. Подчеркните её.
5. Сопоставьте гласные буквы в исходных словах и однокоренных.
6. Кто догадался, почему в одних словах в корне Ё, а в других О?
- слайд 8 выводы вынесены на доску. Повторяем на слове «щёголь» и крыжовник.




Следуют за инструкцией учителя.
Анализируют, сопоставляют, пытаются сделать вывод: В одних словах в корне после шипящей стоит Ё, в других -  О.



Подходит по всем признакам.

- Почему в одних словах  в одинаковых условиях Ё, а в других – О?
Слово « крыжовник» - исключение.
Их надо учить наизусть. Это долго, трудно.


Пытаются сформулировать тему и цели.








Подбирают однокоренные слова, сверяются с соседом, что у него, называют вслух.
 Проблема со словом «крыжовник»
Анализируют.



Пробуют сделать вывод.
УУД познавательные, регулятивные: самостоятельное формулирование проблемы, цели, задач урока, прогнозирование.

Формирование логических умений.
Валеологическая пауза
Проводит учитель
Могут проводить физорги класса
УУД - регулятивные(навыки саморегуляции)
Усвоение новых знаний
- слайд 9. Вставьте буквы в слова, используя пошаговую технику




- слайд 10 проверьте работу. Кто доволен собой?
- Сейчас мы проверим вашу сообразительность. Вам предстоит отгадать загадки. ( слайды 11-13). Условие одно: отгадка – слово с О-Ё после шипящей в корне.






Проговаривают порядок действия
Работают самостоятельно или в парах с последующей самопроверкой. Развитие внимательности


Отгадывают, записывают, выделяют орфограмму ( на слове «щёголь» ещё раз показать), подбирают однокоренные слова. Попутно узнают о существительном «ожог», глаголе «поджёг»
Разрешение проблемной ситуации.

Формирование логических умений.
Закрепление новых знаний


Слайд 16 упр 457 или слайд 14,15 – всё зависит от времени

- Подведение итогов (слайд 17)
Самостоятельная работа, консультируются друг у друга или у учителя (челнок)
Проговаривают по схеме в парах, пошаговую методику напоминают друг другу.

Домашнее задание
Слайд 18 (вариативное )






Урок-размышление по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…» (8-9 кл.)
Учитель Никитина Марина Евгеньевна
I квалификационная категория
Цель:
1.      Расширить представление современных школьников о жизни детей в период Великой Отечественной войны.
2.      Познакомить с новой страницей трагической  истории русского и чеченского народов, оказавшихся заложниками событий на Кавказе в 1943-1944 г.г.
3.      Соотнести события прошлых лет с сегодняшней жизнью.
Задачи:
1.      Представить новое имя писателя А. Приставкина, очевидца событий того времени.
2.      Познакомить с текстом художественно-публицистического произведения «Ночевала тучка золотая…»
3.      Помочь задуматься о ценности человеческой жизни  и нравственных основах, которые  помогают выстоять в невыносимых условиях действительности
4.      Показать учащимся, что каждый человек несёт  ответственность  за происходящие события.
Необходимые материалы для проведения урока:
1.      Учащиеся должны прочитать текст повести. Чтобы их заинтересовать, можно брать отрывки из книги и работать с ними на уроках русского языка.
2.      Индивидуальные задания: краткое слово о писателе в форме презентации или сообщения (на усмотрение учащихся), иллюстрации к повести (по желанию)
Оборудование урока:
1.      Мультимедийный проектор
2.      Мультимедийная презентация (учащихся).
Ход урока:
1.      Вступительное слово учителя может быть вариативным. Главное, подвести детей к мысли о том, что рассказать о жизни на войне или во время войны могут не только старшие родственники, ветераны войны,  но и кинофильмы  и книги. К одной из них мы обратимся  сегодня на уроке.
- Предлагаю назвать его «Война и дети» ( по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…»). Горькие раздумья о прошлом и настоящем.

Эпиграфом к уроку можно взять слова самого писателя: «Там легче было умереть, чем выжить, стать нелюдью, чем стать человеком».
2.      Беседа.
- Ребята,  вы в большинстве своём прочитали эту повесть.  Какие мысли она вызвала?
 Что запомнилось? Что взволновало? Что поразило? Что показалось невероятным?
Ответы детей.
- Я не знаю ни одного человека, который бы остался равнодушным  после прочтения этого произведения. Книга написана простым языком, сюжет интересен и необыкновенно страшен. Прав А. Приставкин, когда написал о том времени (цитировать эпиграф).  Перед нами художественное произведение, в нём, конечно, присутствует художественный вымысел. Но насколько его там много или мало?  Что за человек писатель Приставкин? Какова его судьба?

Инз :  (презентация о писателе, в которой необходимо подчеркнуть, что А.  Приставкин сам прошёл дорогою детдомовца, был выселен на Кавказ, вместе с беспризорниками воровал, работал на консервном  заводе и  на собственном опыте узнал, как в военное время выжить сироте  в тех нечеловеческих условиях. Однако выжил и  оставался человеком неравнодушным.  Он трудился в комиссии по помилованию при президенте России).
 - После всего услышанного  приходишь к выводу: в  произведении  -  подлинная правда.  А лирические отступления только подчёркивают это.
- Как бы вы кратко охарактеризовали главных героев повести братьев Кузьмёнышей?  - Что особенно восхищает в них автора?
Главный вывод, к которому следует подвести ребят, - дружба между братьями. И если бы не было этого качества, то, возможно, и не выжили  они  в детском доме.
 Слово учителя: Сегодня ваше поколение плохо представляет, что такое война. Вы играете в компьютерные войны, часто   оказываетесь победителями. Там всё легко. А главное, ты живой, даже если убьют, всё равно возрождаешься. Но в жизни не так. Война - это настоящая смерть, холод и жуткий голод. Его называют «царём», он управляет людьми.
Вспомните, через какие художественные детали автор показывает, как голодали ребятишки в детском доме.
Ответ:   Ели мороженую картошку, картофельные очистки,   весной залезали на липы и слизывали сладкий сок. Из-за голода продавались в рабство, воровали, рискуя жизнью, на базаре. Главная мечта Кузьмёнышей – корочка хлеба, «просто понюхать,  как пахнет хлеб».
- Какое событие послужило поводом для отъезда мальчиков из Томилинского детского дома? 
Ответ:  история с подкопом: «Мы хотели жить».
-  И опять идёт испытание голодом маленьких детей. Диву даёшься, как они умудрялись добывать себе еду.  Назовите самый яркий эпизод, который  подтверждает  это высказывание и попробуйте кратко предать содержание?
Ответ:  гл.4 (эпизод с батоном).
Слово учителя: война испытывала Сашку и  Кольку  не только голодом, Сашкиной болезнью, но и любовью. Чем  с первого взгляда покорила Регина Петровна братьев?
Ответ: теплота в голосе и глазах, забота, ласка, интерес к ним! Глаза мамы.
Слово учителя: к этим мальчишкам никто никогда не проявлял столько теплоты. Они даже не знали, что так бывает. Они не знали, что у человека есть день рождения, что  в это день дарят  подарки.  Регина Петровна стала для них чуть ли не божеством.
 Жизнь продолжает  испытывает наших героев и на сострадание к людям.
На станции Колька оказывается возле странного поезда. Чем он был необычен?
Ответ: краткий  пересказ эпизода, запомнившееся слово  «хи-хи».
Слово учителя: Только в конце повести Колька узнал, что это были за люди, куда их везли и почему охраняли солдаты. Трагедия чеченского народа тоже связана с войной. На Кавказе Кузьмёныши и  другие переселенцы на себе испытали всю ненависть чеченцев, которых выселили из собственных домов, увезли из родной земли. А почему так поступили с ними? Мы ведь были в их домах, видели их огороды, знаем, что ребята учились в техникуме? Это были обычные труженики.   В чём их вина? (краткая  историческая справка о трагедии чеченцев в Великую Отечественную войну). В отместку оставшиеся мужчины мстили приехавшим не по своей воле русским. Как?
Ответ: смерть Веры-шоферицы, поджог техникума, смерть Сашки.
Слово учителя: Самым жутким эпизодом, когда невозможно сдержать слёзы, является зверское  убийство  Сашки. Половинку отрезали от Кольки. Как жить дальше?
- Скажите, ребята,  кто заменил Кольке убитого брата?
Ответ: чеченский мальчик Алхузур .
Слово учителя: - А почему они породнились?
Ответ: у них общая судьба: потеря родных, горе и страдание измучило этих детей.
Слово учителя: Война несёт горе всем, неважно, какой ты национальности, где твой родной дом. Воюют взрослые, но  дети не хотят этого. Они могут простить друг другу всё, потому что ещё не научились ненавидеть. Есть хорошие слова у поэта 20 вуека  Роберта Рождественского:
Льдины, растаяв, становятся синью в реке
Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.
Дети, рождаясь, кричат на одном языке,
 Заклиная взрослых людей понимать друг друга.
Но взрослые будто глухи и слепы, и войны идут, и страдают по-прежнему дети.
Когда А. Приставкин написал свою повесть, то долго не публиковал её. Сначала читал друзьям. Хотел узнать реакцию. Один из друзей сказал, надо ли ворошить прошлое, это слишком тяжело.  И тогда  Приставкин опубликовал произведение.
- А вы на чьей стороне, ребята?(ответы- рассуждения)
Слово учителя: «Ночевала тучка золотая…» - страшная повесть. Но правда нужна, чтобы не допустить того, что произошло с Кузьмёнышами. Нет войне! Нет убийствам! Пусть люди всех национальностей задумаются: ничем нельзя оправдать  слёзы ребёнка. А мы с вами запомним простые, но мудрые слова Регины Петровны: «Нет плохих народов, есть плохие люди». Как сделать так, чтобы люди были хорошими? (ответы-размышления)
Слайд 1.  Дружба, любовь, тепло, сострадание, забота, внимание – вот что нужно воспитывать в ребёнке с детства.
Слайд 2. Подобрать фотографии счастливых детей.
Слайд 3. Подобрать фотографии несчастных детей, например, последние события в Сирии или в любой другой стране, втянутой в военные действия.
Слово учителя: Вы наше будущее, и от вас зависит жизнь на земле. Пусть эта жизнь будет наполнена счастливыми звонкими детскими голосами, улыбками матерей и солнечным светом. Пусть дети ходят в школу, в детские сады, пусть родители имеют работу. И пусть сегодня разгоревшийся на Украине конфликт закончится миром!

Домашнее задание: написать эссе на тему «Я против войны!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий